Не нужен нам овощ турецкий. Почему власти Сочи уже 14 лет сопротивляются запуску парома из Трабзона

Паром Трабзон–Сочи может возобновить курсирование в октябре 2025 года

Не нужен нам овощ турецкий. Почему власти Сочи уже 14 лет сопротивляются запуску парома из Трабзона

Запуск прямого морского сообщения между Сочи и турецким Трабзоном неожиданно стал камнем преткновения между бизнесом и властью, пишут коллеги из SOCHI1.RU. Официальная позиция властей Краснодарского края категорична: запускать международный грузопассажирский паром в порт Сочи сейчас невозможно из-за угрозы безопасности. Дело в том, что у морвокзала Сочи нет достаточно мощностей для досмотра сотен автомобилей, которые будут прибывать из другого государства.

Ранее губернатор Вениамин Кондратьев назвал тестовый рейс судна «SEABRIDGE» «недопустимой ситуацией» и заявил, что прибытие парома в Сочи не согласовывали с властями.

В ответ предприниматели выступили к открытым письмом к главе региона, где руководство ООО «СВС Шиппинг» заявило, что запуск паромной линии был согласован о всеми службами и властями, в том числе с региональными. И его ждет все бизнес-сообщество Сочи.

Тем временем в Трабзоне открыли продажи билетов на первый рейс, который якобы должен состояться в среду, 29 октября. Стоимость билетов на паром Сочи–Трабзон в одну сторону начинается от 6500 рублей в эконом-классе за кресло, место в каюте будет стоить от 9500 рублей в зависимости от класса, заявил РИА Новости гендиректор ООО «СВС Шиппинг», директор по развитию морской инфраструктуры Черноморского союза промышленников и предпринимателей Сергей Туркменян.

Коллеги обратились с запросом в администрацию Сочи, чтобы окончательно понять, что происходит с паромом Сочи–Трабзон и ждать ли туристам его запуска. В ответ чиновники снова заявили о нецелесообразности запуска парома из Трабзона, и вот в чем дело.

Читайте также:  В Таиланде объявлен годовой траур после кончины королевы-матери

Почему в порту Сочи не хотят видеть паром из Трабзона

Таможня не дает добро

На морском таможенном пункте пропуска до сих пор нет мобильного инспекционно-досмотрового комплекса.

Это просто опасно

«Планируемое открытие паромного сообщения между РФ и Турцией может существенно повысить уязвимость системы пограничного контроля Сочи и создать дополнительные риски, связанные с несанкционированным провозом опасных, запрещенных и потенциально вредоносных материалов», — говорится в ответе мэрии Сочи на запрос наших сочинских коллег.

Грузовики разобьют дороги

На центральных улицах Сочи, прилегающих к порту, станет больше грузовых автомобилей, пострадает дорожное покрытие.

Ширина и радиус закругления проезжей части в центре Сочи не соответствуют требованиям для интенсивного движения грузового транспорта. Это создает риск аварий и угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Местные жители и туристы будут против

Маршруты следования грузового транспорта проходят через густонаселенные районы города, что приведет к значительному шумовому загрязнению. Это вызовет негативную реакцию со стороны местных жителей и гостей города, говорят в мэрии.

Пострадает имидж города

Морской порт находится в историческом центре Сочи, где в вечернее и ночное время наблюдается интенсивное пешеходное движение в пешеходной зоне. Проезд грузового транспорта по данной территории ухудшит санитарное состояние улиц и негативно скажется на имидже города.

Экономический ущерб Сочи

Изучив историю парома Трабзон–Сочи в 1993–2011 годах и попытки возобновить его курсирование позже, коллеги выяснили, что главным аргументом, по всей видимости, является нежелание властей способствовать поставкам турецких овощей и фруктов в Краснодарский край.

Здесь очень важно, что в 90-е и начале 00-х на этом пароме перевозили в том числе сельхозпродукцию. Теперь же регион полностью обеспечивает себя овощами и фруктами, и дополнительные поставки из Трабзона нанесут ущерб местному бизнесу. Да и вообще у Сочи есть все условия, чтобы налаживать собственное субтропическое сельское хозяйство, говорили в мэрии курорта еще в середине 2010-х по поводу сложностей с паромом в Турцию.

Читайте также:  Все равно не победить: Безруков высказался о попытках запретить русскую культуру

Интенсивность движения паромов Трабзон–Сочи сильно упала с 2008-го, а вскоре он вовсе перестал ходить. Позже российская сторона называла в качестве причины усиление безопасности в связи с подготовкой Олимпийских игр 2014 года, неспособность морпорта Сочи принимать большие объемы грузов — он рассчитан на пассажирское сообщение и круизы, также звучали слова об узких дорогах центра Сочи, не предназначенных для груженых овощами фур.

Кроме того, указывали, что у таможни в Сочи нет инфраструктуры, чтобы работать с турецкими грузами. Позже причиной, чтобы не запускать паром в Трабзон, называли ковидные ограничения, иногда — неготовность судна, геополитическую ситуацию в мире.

И что теперь?

Но вернемся в октябрь 2025-го. В администрации Сочи подчеркивают, что тестовый рейс парома «SEABRIDGE» из Трабзона 16 октября не был принят в порту Сочи, что, по словам городских властей, подтвердило невозможность обеспечить необходимый уровень безопасности.

Зато к коротким круизам из Сочи в Трабзон ни у кого вопросов, кажется, не возникает. И это тоже подтверждает, что заминки с паромом связаны не с пассажирским сообщением, а с чем-то другим.